Российское виноделие и законы

Несколько лет в нашей стране обсуждалось, что нельзя относиться к вину как к алкоголю, и необходимо прописать это в законодательстве. И вот вино уже официально признано продуктом сельского хозяйства — не за горами льготы для фермеров и винный бум на юге страны. Но дела все еще обстоят плохо: от трети до половины вина, производимого в России, не имеет никакого отношения к настоящему вину. Еще одна сторона вопроса — Крым присоединился к России вместе с легендарными крымскими винами. Давайте попробуем разобраться: что уже сделано и что предстоит сделать в нашем законодательстве.

Что уже сделано?

Все, кто интересуются российскими винами, неоднократно видели упоминания о 171 федеральном законе. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» — фактически алкогольная конституция нашей страны. Принятый еще в 1995 году, он несколько раз изменялся, причем каждый раз в сторону ужесточения госконтроля. Если внимательно прочитать его основные положения, можно понять, что закон был создан в основном для контроля рынка крепкого алкоголя и не учитывает особенностей производства вина. Осенью прошлого года в закон были внесены поправки, но кардинальных изменений не случилось. Вино — по-прежнему алкогольный напиток, систему счетчиков ЕГАИС никто не отменил. Зато небывалой льготой для виноделов станет нулевая ставка акциза для хозяйств, производящих вино из собственного винограда.

Кстати, действующие нормативные акты разрешают производить и продавать вино только организациям. А вот фермерские хозяйства могут выращивать виноград и делать виноматериал, но вынуждены продавать его предприятиям. Но согласно законодательным инициативам и поправкам в 171-й закон, «гаражисты» тоже смогут получить лицензии и акцизные марки.

C 13 июля вино вошло в перечень сельскохозяйственной продукции. Правда, не перестало от этого быть продукцией алкогольной — по сути, отрасль теперь курируют два ведомства, Минсельхоз и РАР (Росалкогольрегулирование).

Что нужно сделать?

Поправки вносятся, законы меняются, но серьезной проблемой до сих пор остается правовая неурегулированность в винном сегменте экономики. Поэтому в ближайших планах — внесение новых поправок в 171 федеральный закон, а следом — разработка и принятие полноценного закона именно о вине.

В числе других стратегических задач — увеличение финансирования виноградарской отрасли из федерального и региональных бюджетов, участие в формировании минимальных цен на вино, борьбу с фальсифицированной и суррогатной продукцией, создание в регионах виноградарских и винных кластеров, внедрение принципов саморегулирования в виноградарско-винодельческой отрасли, изменение структуры потребления алкоголя за счет сокращения доли водки и увеличения доли вина. В двух словах — сделать предстоит еще много.

Крым и наши законы

Итак, «крымское виноделье — наше». Но проблемы с этим переходом остались. Во-первых, технологический уровень крымских виноделов сильно отстал, нужно финансирование, которое в свою очередь нужно где-то взять. Но есть и проблемы, связанные с законодательством, начнутся с 1 января 2015 года. Тогда заканчивается период действия временных лицензий на производство вина, которые получили крымские виноделы сразу после присоединения.

Временные лицензии давали «просто так», без проверки. А вот с 1 января предприятиям нужно будет соответствовать всем требованиям, которые выдвигает российское законодательство. Поговаривают, что практически каждая крымская винодельня этим технологическим требованиям не соответствует. Естественно, виноделы просят продлить временные лицензии на год-другой.

В России можно и нужно производить хорошие вина, сделанные по мировым стандартам. Но для этого нам все еще необходимо правильное, «умное» регулирование со стороны государства.

Комментарии

Комментарии для сайта Cackle

похожие записи