Вино и живопись

Начнем этот год с прекрасного: вина и живописи. Вино способно внести в любой ужин загадочность и утонченность. Вино обладает особой красотой, ее и пытались изобразить мастера разных видов искусства — музыки, литературы, живописи. Сегодня о последней.

В античные времена, как известно, существовал целый культ бога виноделия Бахуса (в греческой мифологии — Диониса). В средние века, в расцвет религиозного фанатизма, подобное было недопустимо, искусство должно было подчиняться церковным канонам. А вот в  период Ренессанса возрождается интерес к античной мифологии и в работах многих великих художников появляются изображения Бахуса. И  пример этому — изображение Бахуса у Микеланджело Караваджо. В правом нижнем углу картины изображен графин с вином — непременный атрибут.

1a

 

Караваджо. Бахус. 

В эпоху Барокко художники обращаются не просто к теме Бахуса, а изображают вакханалии, сцены безудержного веселья. Вот так это выглядит у Рубенса.

Rubens

П.П. Рубенс. Венера, Купидон, Бахус и Гера. 
Rubens
П.П. Рубенс. Бахус.

В христианской религии Бахусу не было места. Плотские удовольствия считались грехом. Вино в христианстве приобрело символическое значение в виде Святого Причастия. Вино символизировало кровь Христа. В таком значении оно изображено на картине Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».

Da Vinchi
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 

На столе — символические хлеб и вино. Но участники трапезы относятся к ней уже совершенно по-иному. Вино перестает быть напитком удовольствия и увеселения, перестает быть ценным само по себе.
Тайная вечеря изображалась многими художниками: Тинторетто (около 1592 года), Якопо Бассано (около 1546), Симон Ушаков (1685), Никола Пуссен (1647) и многими другими. Совершенно нестандартная трактовка сюжета принадлежит кисти Сальвадора Дали. Картина написана в 1955 году, она отдаляет зрителя от реалистичной обстановки и психологической оценки участников события, создавая молитвенную атмосферу, концентрируется на великом, сводя к минимуму частности (обратите внимание на убранство стола).
1e
С. Дали. Тайная вечеря. 

Если внимательно изучить, как изображали вино в жанровых сценах, портретах, то можно обнаружить интересные детали. Например, героини картин Яна Вермеера держат винный бокал не за ножку, а за основание. Дело в том, что в XVII веке вино было ежедневным напитком, обязательно сопровождавшим обед у голландской знати. И держать его было принято именно так — за основание. То же можно заметить на картине Вермеера «Бокал вина». Девушка, явно не бедного сословия, держит бокал согласно этикету того времени.

Vermeer
Ян Вермеер. Бокал вина. 

А вот на картинах испанца Диего Веласкеса вино представлено на столах бедного сословия испанских крестьян. На картине «Крестьянский обед» (1618) мы видим простых людей, на столе — скромная пища, а вино за обедом испанских крестьян — вполне обычная вещь. Кстати, обратите внимание, как женщина держит бокал — тоже за основание.

1g

Д. Веласкес. Крестьянский обед. 

Совершенно по-иному звучит тема вина в картине Рембрандта Харменса ван Рейна «Блудный сын в таверне» (1635), где изображен сам художник с женой Саскией. Картина наполнена весельем, но это не пьяная античная вакханалия, это — упоение семейным счастьем. Посмотрите, как художник держит бокал вина! Он словно предлагает разделить его радость, выпить за их любовь. Рембрандт очень любил свою жену, их семейная жизнь была полна взаимопонимания и тепла.

Rembrandt

Х. Рембрандт. Блудный сын в таверне. 

Это лишь некоторые из знаменитых полотен. Охватить все невозможно, но совершенно ясно, что в отличие от других алкогольных напитков, вино всегда наделяли особыми качествами, иногда даже магическими, а в жизни людей оно занимало отдельное место, не зависимо от того, сопровождало ли человека в радости или в горе, в повседневной жизни или в религиозных обрядах.

 

 

 

Комментарии

Комментарии для сайта Cackle

похожие записи